УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Суровый Маяковский, жёсткий Некрасов и разговор о назначении поэзии
🌞
Первое знакомство с творчеством Владимира Маяковского в седьмом классе я решил начать с разных фотопортретов поэта. «Каким вам представляется этот человек?» — спрашиваю я и моментально получаю массу вариантов: «грубый», «грозный», «похож на зека».
Действительно, какую фотографию Маяковского вы не возьмете, ни на одном снимке вы не найдёте и намёка на улыбку, зато суровый взгляд и отталкивающая внешность встречаются повсеместно.
«А знаете ли вы, — продолжаю я, — что Владимир Маяковский при всей своей мрачной внешности был крайне мнительным и очень ранимым человеком? Вот, например, Валентина Веригина в книге «Воспоминания» пишет: «Внешность Маяковского носила черты какой-то небрежности. При хорошем росте и статности – неловкие манеры, может быть, от застенчивости». Внешнее бунтарство и внутренний лиризм — то, что и характеризует лирику Маяковского.
После знакомства с биографией поэта мы приступили к чтению стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Автор придумывает случай и описывает его как нечто, произошедшее на самом деле. Обсудив, что произошло в этом стихотворении, я предложил вспомнить, в каком ещё недавно прочитанном нами произведении изображается условно-бытовая сцена, а последние строки обращают нас к разговору поэта со своей Музой.
Конечно же, это «Вчерашний день часу в шестом…» Николая Некрасова. Моим семиклассникам, к слову, очень понравились стихи этого автора, поэтому запомнили они его произведения очень хорошо. «Жёсткие стихи», — так охарактеризовали лирику Некрасова ребята. Таким образом, мы определились с основном темой «Необычайного приключения…». Перед нами произведение о назначении поэзии и природе творчества.
Следующим этапом работы стал разговор о том, как сделано это стихотворение. Поэт Владимир Маяковский очень любил играть словами, разбирать их на части, составлять из них новые, ещё не существующие в языке. Поэтому одним из заданий стал словообразовательных разбор таких слов (в преддверии ВПР очень кстати), а заодно знакомство с определением «окказионализмы».
Следом мы обратили внимание на разговорную лексику и многозначность слов. Например, «…чем так, / без дела заходить, / ко мне / на чай зашло бы!». Затем нашли гиперболы. Появившиеся вместе с Солнцем («В сто сорок солнц закат пылал…») дальше преувеличения связаны с испугом поэта и тем, как светило входит в дом.
Для чего нужен этот смешной случай? Весь этот комизм противопоставлен серьезному финалу, в котором Поэт подобен Солнцу. При этом, подобно Некрасову, Маяковский уверен в высоком гражданском назначении поэта.
Этим стихотворением мы и открыли заключительный тематический раздел, название которого я решил позаимствовать у Андрея Платонова — «В прекрасном и яростном мире». О чем же пойдёт речь на этих уроках? Конечно же, о мире, который нас окружает, о том, что в жизни есть место не только красоте, но и уродству. А ещё, безусловно, о сочувствии и сострадании.
Именно поэтому следующим стихотворением Маяковского, к которому мы обратились, стало одно из моих любимых произведений поэта — «Хорошее отношение к лошадям». Стихотворение, которое не имеет в общем-то никакого отношения к лошадям, демонстрирует два взгляда на мир: неспособность понимать чужую боль и умение проявлять доброту и понимание.
К наблюдениям, связанным с лексикой и необычным расположением строк, о которых мы говорили на предыдущем уроке, в этот раз добавилась звукопись как один из ключевых приемов Маяковского. «Гриб. Грабь. Гроб. Груб» — это, с одной стороны, звукоподражание, с другой, мрачная характеристика улицы, на которой сгрудились зеваки, пришедшие клешить Кузнецкий мост.
Далее мы обнаружили, что лирический герой противопоставлен толпе. Что впоследствии и позволило начать разговор о доброте и сочувствии. И именно этот разговор найдёт дальнейшее продолжение при изучении рассказов Андрея Платонова и Екатерины Мурашовой.
#урокилитературы@solonnikov_poetry